Разве дом из бруса может быть высоким?

Каких только заблуждений не встречается нам в жизни. Например, есть превратное суждение о том, что дом из бруса не может быть высоким. На самом деле это в корне  неверно, ведь высота здания вовсе не ограничивается характеристиками дерева как исходного материала. По большому счёту, всё зависит от профессионализма архитектора и мастерства строителей. Есть множество примеров удачного возведения высотных деревянных домов. Об одном из таких ярких фактов давайте сегодня расскажем подробнее.

В самом начале 90-х годов прошлого века в Архангельске преуспевал бизнесмен Николай Сутягин. На месте сгоревшего отцовского дома построил он двухэтажное деревянное здание. Дом получился очень широким и выглядел не очень презентабельно. Тогда, в качестве расширения своего бизнеса, на его основе было решено организовать строительство гостиничного комплекса. Для того чтобы выделиться из череды однотипных серых кирпичных зданий,  было принято решение строить высокий отель из дерева по старинной технологии – без использования гвоздей.

В нём должно было быть всё устроено так, чтобы гости северного города не знали никаких неудобств. В подвале планировалось расположить кафе и кухню, на первом этаже – приемные, на втором – спальные комнаты, а в мансардах – рабочие кабинеты. Рядом с гостиницей планировалось построить деревянную баню из бруса повышенной комфортности высотой в 5 этажей. Так как ни один городской архитектор не взялся за подобный проект, предприниматель сам сделал проект дома из бруса. В ходе стройки домовладелец постоянно вносил коррективы в первоначальный план, изобретая новые детали и придумывая что-то особенное.

После того, как строительной фирме Сутягина стали задерживать платежи по выполненным работам, возведение дома затормозилось, и в 1996 году было приостановлено. Потом, из-за внутренних конфликтов на фирме (у него были похищены деньги), бизнесмен попал в места не столь отдалённые и когда через два года освободился, оказалось, что партнёры его оставили, офисы разворовали, а оборудование растащили. К тому же со стройплощадки, где он намеревался возводить деревянный дом по собственным чертежам, были вывезены неустановленными людьми в неизвестном направлении все стройматериалы, а его земельный участок огородили высоким забором.

Несмотря на эти лишения, Сутягиным после освобождения было продолжено строительство дома из бруса, который постепенно становился самым высоким жилым деревянным зданием сначала в Архангельской области, потом в России и, наконец, во всём мире. Почти достроенное здание имело 13 этажей и высоту 38 метров. Деревянный гигант поразил не только жителей города, став одной из главных достопримечательностей города, он был объявлен сенсацией на архитектурной конференции, проходившей в Норвегии в городе Тронхейм. По её итогам было предложено подать заявку на внесение в Книгу рекордов Гиннесса как самого высокого здания из дерева в мире.

Тогда же уникальное здание было занесено в российский вариант книги рекордов как самое высокое жилое здание из дерева. 38-метровое чудо попало во многие путеводители и туристические справочники. Была выпущена серия открыток с видом на колоссальное здание, видное со всех концов города. В иностранных изданиях дом фигурирует как «wooden skyscraper», что переводится с английского как «деревянный небоскреб». Сутягин организовал экскурсии по своему детищу, показывая желающим с самого верха окружающие красоты.

Однако, даже в самом городе, дом нравился далеко не всем. Особенно преуспели в этом соседи бизнесмена. Они считали, что здание похоже на «большую поленницу», а не на архитектурный шедевр и строчили жалобы во все инстанции, требуя проверить, есть ли у предпринимателя разрешение на строительство такого «монстра». Они считали, что в дом обязательно угодит молния, и он сгорит: «Так ему и надо – пусть не хвалится своими миллионами».

Власти города, до этого не замечавшие постройки, опомнились и стали насылать в дом комиссию за комиссией. Пожарная служба также не была рада появлению знаменитой постройки, опасаясь за своё реноме и требуя разобрать здание. Не исключено, что именно эти настроения повлияли на то, что в июле 2008 года Соломбальский районный суд вынес решение о незаконности постройки. Официально это объяснялось тем, что в областном центре было запрещено возводить частные строения выше двух этажей без согласования с органами местного самоуправления. Суд принял решение об обязательности сноса уникального деревянного дома по адресу: улица Восточная в Соломбале.

Судья решил, что указанный дом по высоте не соответствует пожарным требованиям для деревянной застройки. Дом был признан опасным, и было вынесено решение о сносе здания. Бизнесмен не согласился с таким решением и обжаловал его в вышестоящую судебную инстанцию, но успеха не добился. Так как сам он не стал добровольно разбирать своё творение, в конце 2008 года Управлением ФССП по Архангельской области был объявлен конкурс на принудительный снос колоссального деревянного дома. Работы по слому первоначально оплачивал бюджет, затем израсходованные средства в размере 2,5 миллионов рублей владелец дома – Сутягин должен был вернуть казне.

В декабре 2008 – январе 2009 года дом был частично разобран (до четырёх этажей): 22 декабря началась разборка рабочими исключительного строения. По федеральному телевизионному каналу НТВ 23 декабря был показан сюжет об этом, а 26 числа уже снесли самую верхнюю башенку. Эта ситуация привела к тому, что искалеченный дом стал заброшен своим хозяином. Он так и не был введен в эксплуатацию. 5 мая 2012 года бесхозное строение загорелось от пожара, начавшегося в соседской бане около 8 часов вечера. Пожарные потушили остатки здания около полуночи. Так обидно закончилась печальная история существования всемирно известного российского небоскрёба из дерева.